Ads 468x60px



«Невольник чести»  и бессмертие

  В жизни Великого русского народного поэта А.С.Пушкина  были четыре критических периода (1818-1820, 1821-1824, 1826-1837, 1836), когда проявились особенно ярко отрицательные взаимоотношения между поэтом и окружающими членами общества, что нередко приводило к дуэлям. Чаще всего они были связаны с сохранением «долга чести».
  При  исполнении  дуэлей Пушкин всегда вел себя мужественно, храбро. Никогда первым не спускал курок, чем в дальнейшем восползовался Ж.Дантес.   Особенно сильно накалилась обстановка вокруг Пушкин на осенью 1836 года. В своем  письме  Бенкендорфу  Пушкин  писал: «Утром 4 ноября я получил три экземпляра анонимного письма, оскорбительного для моей чести и чести моей жены.
   По виду бумаги, по слогу письма, по тому, как оно было составлено, я с первой же минуты понял, что это исходит от иностранца, от человека высшего общества, от дипломата. Я занялся  розысками  и  узнал, что семь или восемь человек получили в один  и тот же день по  экземпляру того  же письма, запечатанных и адресованных на мое имя под двойным конвертом. Большинство  лиц  получивших письма, подозревая гнусность, их ко мне не переслали. В общем все были возмущены таким подлым и беспричинным оскорблением, но твердя, что поведение моей жены было безупречно, говорили, что  поводом  к  этой  низости  было настойчивое ухаживание за нею г-на Дантеса».
   Любовь Пушкина  к жене была безгранична. «Наталья Николаевна была богом, которому он поклонялся, которому всем сердцем и я убеждена, что он никогда даже мыслью, даже намеком на какое-либо подозрение не допускал оскорбить ее». (В.А.Нащекина). Ж.Дантес безумно влюбился в жену Пушкина. Везде и всюду ее преследовал, не обращая внимание на окружающее общество. Приемный отец его Луи Геккерн  просил в октябре Наталью Николаевну оставить своего мужа и выйти за его сына. Видимо тоже самое просил и Дантес у нее на специально подстроенном свидании на квартире у Идалии Полетеки (2 ноября). Она обо всем этом подробно рассказала своему мужу – А.С. Пушкину (4 ноября 1836г.). За ее категорический отказ на их предложение Геккерны (отец и сын) решили ей отомстить и написали анонимное письмо, которое  вручили Пушкину (по почте) и несколько таких же клеветнических писем были отправлены его друзьям.
  В начале ноября 1836 г. А.С. Пушкин вызвал на дуэль барона Жоржа Дантеса, за нанесонное оскорбление клеветническим анонимным письмом (пасквилем). Назначенная  дуэль на 20 ноября была отменена, т.к. Дантес вынужденным был дать согласие на женитьбу на Е.Н. Гончаровой – сестре  жены Пушкина, что якобы он никакого любовного отношения к Наталье Николаевне не имел и причина для дуэли отсутствует. Большую роль в отмене дуэли сыграл  В.А. Жуковский, который почти ежедневно убеждал обе стороны решить данный вопрос примерением.
   Авантюрист Дантес  продолжал беспокоить Наталью Николаевну. Способствовал этому интриган  и развратник Луи Борхард Геккерн (посланник Голландии в России), усыновивший Дантеса весной 1836 г.
   Главным виновником январской дуэли был посланник Геккерн – приемный отец Дантеса.
   На карту жизни была поставлена честь поэта, его общественная репутация. Пушкин мог спасти ее только ценой жизни. Другого способа остановить клевету  у него не было.
  
Пушкин был вынужден написать резкое по содержанию письмо Луи Б.  Геккерну, который через сына Дантеса вызвал на дуэль поэта. Поэт согласился. На дуэль явился Дантес, т. к. посланнику лично принимать в этом участие было нельзя.
  
Поединок состоялся 27 января 1837 г. на Черной речке окраине Петербурга и завершился смертельным ранением А.С. Пушкина, скончавшегося 29 января 1837 года.
  
В течение всей жизни у А.С. Пушкина было двадцать один взаимных вызовов на дуэль. Состоялись девять из них, из которых пять на пистолетах (К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А.Н Зубов, С. Н. Старов, Ж.Дантес), три на саблях, рапирах  (Девильи, Н. Ф. Лугинин) и девятый поединок с Е.П. Рутковским, который пытались  совершить с применением оружия или на кулаках, не завершен, разняли друзья.
  
За организацию вызовов и согласие на дуэли А.С Пушкин  трижды был арестован и сидел в одиночной камере (Кишенов).
 
Условия поединкам с Ж. Дантесом  был весьма жесткими.  Расстояние между барьерами 20 шагов, но они были небольшими, т.е проходили в глубоком снегу. В случае промаха поединок должен был продолжен до получения результатов (убийства или ранения). Ж. Дантес выстрелил первым, не доходя одного шага до установленного барьера. Пушкин упал лицом вниз. Свой выстрел сделал в состоянии  ранения. Секунданты предоставили ему второй (резервный) пистолет, т.е. первый был при падении забит снегом. Пушкин приподнялся несколько и опершись на левую руку, прицелился и высрелил. Дантес упал, получив легкое ранение в руку и грудь.
 
Основной причиной поединка в 1837 г. являюсь враждебное отношение к нему со стороны высшего великосветского общества, возгляемого царем.
  
В 1992 году вышла в свет книга А. В Наумова «Посмертно посудимый», в которой подробно рассмотрены вопросы «Военно-судного дела, произведенного в комиссии военного суда при Лейб Гвардини Конном полку над камергером Двора Его Императорского Величества Пушкиным – начато  3 февраля , кончено 19 февраля 1837 года».
 
Автор отмечает, что конфликт, приведши к дуэли, затем к смерти поэта является результатом семейственных неприятностей дома Пушкиных. Пушкин представлял большую опасность и неудобство для царского окружения и великосветского общества. Он был враждебен им своим социально-политическими взглядами, своими представлениями о нравственности, чести и благородстве. Смерть от пули французского монархиста, которому покровительствовал русский император – это акт расправы великосветского общества с гением, не желавшим жить по его законам и презиравшим его.
  
Это судебное дело является ничем  иным, свидетельством посмертного суда царского самодержавия на поэтом. В это дело были втянуты  сам царь и наиболее  реакционные представители окружения -  бенкендорфы,   нессельроды, Чернышовы, Клейнмихели. Суд был  и посмертным поединком  поэта  с царем  и светским обществом.  Суд верно вынес  смертный приговор. Царь же внес монархии милости. Автор книги дал вывод: посмертно подсудимый победил!
  
О дате поединка между Пушкиным  и Дантесом знал родственники поэта. Так, осведомлены были Александра Николаевна Гончарова – сестра жены  Пушкина, Е.Н Вревская (урожденная П. А. Осипова), которая посетила его накауне дуэли. Они промолчали   и никаких мер не приняли.
Оба секунданта – К.К Данзас и де Аршак  также  не проявили активности в примирении дуэлянтов, а от них очень проявил много зависило. Ближайшие друзья, а также царь и его окружение, хорошо знали, особенно после ноябрьских событий 1836 г., что взаимоотношения между Пушкиным  и Геккернами находятся в весьма напряженном состоянии что они могут привести к возникновению дуэли.
 
Но, никто из них не принял соответствующих мер улучшению между ними отношений и устранению взрывоопасной обстановки.
  
После поединка Военно-полевой трибунал за нарушение законодательство  приговорил военнослужащих Дантеса  и Данзаса к смертной казни через повешение.
  
Специальным указом Николя I было определено 29 января 1937 г. «Судить военным судом, как Геккерна и Пушкина, так равно  и всех прикосновенных к сему делу». Комиссия  разбирала только дело Дантеса и Данзаса, т.к секундант Дантеса д Аршак поспешно покинул Россию, а  Пушкин в день оплубликования  царского  указа  скончался. О  нем  в решении военно-судебной комиссии было сказано: «Преступный  поступок  камер-юнкера Пушкина, подлежавшего равному с Геккерном наказанию за написание дерзкого письма к министру нидерландского двора и за согласие принять предложенный ему противозаконный вызов на дуэль, по случаю его смерти придать забвению».
   Дантесу определено: «За вызов на дуэль и убийство на одной камере –юнкера Пушкина, лишить чинов и приобретенного им Российского дворянского достоинства, разжаловать в рядовые Николай
I собственноручно написал: «Рядового Геккерна, как  нерусского поданного, выслать с жандармом за границу, оторбрав офицерские патенты».
   Секунданта Данзаса подвергнули нестрогову дисциплинарному взысканию (гауптвахте), реабилитировали его, о чем ранее неодократно просил  лично Пушкин. Только  лицейские друзья всю жизнь не могли Данзасу простить, что он не расстроил эту дуэль и не нашел средства сохранить жизнь поэта.
   Посланника Луи Геккерна по ходотайству Николая
I освободили от работы в России и он покинул ее в марте месяце.
  
В.А. Жуковский вскрывает  истинное отношение Николая I к А.С. Пушкину. Он, производший по указанию царя вместе с жандармским генералом  Дубельтом «Посмертный обыск» в бумагах А.С. Пушкина, имел возможность познакомиться с письмами Бенкендорфа к поднадзорному поэту и воочию удостовериться, что ни один из русских писателей не притеснялся более покойного. В.А.Жуковский выступил с гневным возмущением. В просмотренных пушкинских бумагах он обнаружил, что Пушкин  получал выговоры  за то, что поехал в Москву из Петербурга, что поехал  в Арзрум, что читал свои  произведения друзьям для получения критики и т.д. Пушкину нельзя было тронуться с места свободно, он  лишен был наслаждения видеть Европу, ему нельзя было произвольно ездить по России, ему нельзя было своим друзьям и своему избранному обществу читать свои сочинения, в каждых стихах его, напечатанных не им, а издателем альманаха с досволения  цензуры,  было видно возмущение.
  
Законный наследник творчества Пушкина М.Ю.Лермонтов в своем стихотворении «На смерть поэта», написанное в эти  траурные дни, показал мнение народа, правду и причины его кончины.
Он писал: - Погиб поэт ! – невольник чести

                  
Пал оклеветанной молвой,
                  
С свинцом в груди и жаждой мести
                   Поникнув гордой головой
                   Не вынесла душа поэта
                   Позора мелочных обид
                   Восстал он против мнений света
                   Один как прежде… и убит!
                  
Убит….                    и.т.д.
   
Николай I за это стихотворение сослал корнета М.Ю  Лермонтова в том же чине  в  Нижненовогородский  Драгунский полк на Кавказ, где он на дуэли погиб, а секретарь С.А. Раевский – друг поэта, за распространение стихотворения находился месяц под арестом, а потом был сослан в Олонецкую губернию.
 
Издатель А.А Краевский опубликовал в своем издательстве небольшую статью В.Ф Одоевского: «Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!» «Всякое  русское  сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое  русское сердце будет растерзано».
  
Это – единственный некролог, который был опубликован в печати.За данную публикацию редактор А.А. Краевский  получил от Николая I взыскание, а газета  его была закрыта.
 
В эти дни Софья Николаевна Карамзина написала своему братув Париж , что «закатилась звезда светлая»….
  
Александар  Николаевич Карамзин  пишет брату Андрею  в Париж : «Плачь мое бедное Отечество! Не скоро родишь ты таког сына! На рождении Пушкина ты истощилась».
  
Василий Андреевич Жуковский в письме отцу А.С Пушкина написал: « Россия  лишилась своего любимого национального поэта. Он пропал для нее в ту минуту, когда его созревание совершилось!... »
   П
исатель К.Г. Паустовский пишет: «Пушкин – незаходящее солнце русской поэзии».
   
Михаил Дудин пишет: «солнце незакатно», что свет его идет все дальше, шире, что время не затмевает, а проясняет его творческую благородную душу, открывая в ней все новые грани.
Пушкин современен потоку самой жизни:
-  Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
  К нему  не зарастет народная тропа….
 Нет, весь  я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен  буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
И долго буду тем любезен я народу,
Что  чувства  добрые  я  лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.-
  Пушкин, его образ, не затмеваемый временем. С каждым годом это «Солнце» все ярче и ярче будет освещать вершины мировой культуры. И оно, как «Солнце» или  «Звезда светлая» никогда не закатится, пока существует наша планета и человечество, Пушкин бессмертен.
Литература:
А.В.Сотников.Незаходящее солнце. История. Личность. Среда. /Посвящается 195-летнему юбилею А.С.Пушкина//Актюбинск, ПО «Полиграфия», 1993.-134 с.

    Дуэт актюбинского певца, победителя международного конкурса «Славянский базар-2015», обладателя Гран-при «Восточного базара» и «Мейкин Азия» Димаша Кудайбергенова и солиста театра «Астана Опера» Сунгата Байгожина.

Ария Tu vas me detruire из известного мюзикикла  Notre Dame de Paris

 
Blogger Templates